День народного единства: возвращение к истокам и славословие Казанской Богоматери
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. В день ее почитания 4 ноября учрежден государственный праздник – День народного единства. Какова история праздника, столь непривычного для современных россиян? И как получилось, именно Казанская стала символом единения русского народа?
Совсем не новый праздник
Для современных россиян День народного единства – праздник новый, непонятный. Какое такое единство мы вспоминаем 4 ноября? Мало кто знает, что на Руси этот праздник официально отмечали с XVII века. Церковно-государственным он стал в 1649 году, когда царь Алексей Михайлович повелел установить праздник Казанской Божьей Матери 22 октября по старому стилю в память избавления Москвы и России от поляков. Именно в этот день ( 4 ноября по новому стилю) Минин и Пожарский во главе народного ополчения освободили Москву от польских интервентов. Также в 1648 году, 22 октября (4 ноября) у царя родился первый сын — царевич Дмитрий Алексеевич.
Этот праздник официально отмечался в течение трех столетий, до 1917 года. С приходом советской власти праздник в честь иконы был упразднён, но почти сразу появился новый — что интересно, с разницей всего три дня. Годовщина Октябрьской революции ежегодно, начиная с 1927 года, праздновалась в течение двух дней — 7 и 8 ноября. Производство работ в эти праздничные дни воспрещалось на всей территории Союза ССР.
В 2005 году после почти столетнего перерыва День народного единства в память об освобождении страны от поляков вновь стал государственным. Таким образом, по сути, это совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Почему эта дата важна?
С изгнание поляков из Москвы закончился один из самых темных периодов российской истории – Смутное время. Через некоторое время Земский собор, состоящий из всех сословий, избрал царя – Михаила Романова. Начался новый период истории страны.
Об истории иконы. Почему «Казанская»?
Все просто. Ее история началась в Казани в 1579 году во время правления Ивана Грозного. Благодаря миссионерским трудам первого архиепископа Казанского святителя Гурия и его помощников Казань постепенно становилась христианским городом с множеством храмов и несколькими монастырями, однако магометанство оказывало упорное сопротивление, в городе оставались тысячи мусульман и язычников. По легенде, как раз в этот период после разрушительного пожара, оставившего город в руинах, десятилетней девочке Матроне явилась во сне Богородица и повелела раскопать землю под сгоревшим домом – там находилась ее икона, зарытая в землю исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Действительно, на пепелище на глубине около метра был найден образ, завернутый в рукав мужской рубахи. По свидетельствам очевидцев, «икона сияла, как только что написанная». Икону при большом скоплении народа перенесли в Благовещенский собор, при этом было явлено чудо – прозрели два слепца. Многие язычники и мусульмане приняли христианство в тот день.
О подлиннике
Икона была небольшой. О размерах образа свидетельствует запись летописи Казанского девичьего монастыря от 1853 года: ее размер составляет всего 6×5 вершков (26,7×22,3 см). В честь новоявленной иконы Иван Грозный приказал основать в Казани женский монастырь Пресвятой Богородицы. Первыми его постриженицами стали Матрона, благодаря которой была обретена икона, и ее мать.
29 июня 1904 года явленная икона Казанской Божьей Матери была похищена из Казанского Богородицкого монастыря шайкой Варфоломея Стояна. Во время расследования в печи квартиры Стояна были обнаружены останки сожжённых икон. В ходе суда было высказано предположение, что явленная икона была уничтожена. Существует легенда, что на самом деле явленная икона не была похищена. Рассказывают, что игуменья Казанского Богородицкого монастыря имела привычку подменять икону на ночь, чтобы обезопасить ее от воров. Поэтому вор похитил не саму икону, а лишь ее точный список.
Как икона связана с праздником?
Свидетелем обретения чудотворной иконы был будущий митрополит Казанский, а впоследствии — патриарх Московский и всея Руси Гермоген, в то время служивший священником одной из казанских церквей. Его перу и принадлежит «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы». В тяжелое для России Смутное время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми.
Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. По преданию, список Казанской иконы Божией Матери был прислан из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. С ним войско вошло в Москву. Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.
Свидетельства почитания Казанской Богоматери как заступницы России
Интересно, что до 1612 года икона была местночтимой, празднование в ее честь совершалось 8 июля, в день ее обретения. А в 1636 году Казанский образ был признан государственной святыней: «палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона».
Современники Петра I были убеждены в том, что победа в Полтавском сражении одержана по заступничеству Божьей Матери. В июле 1709 года накануне решающей битвы со шведами Петр I вместе со всем своим войском горячо молился перед чудотворным образом. Петр I счел, что новой столице России нужна своя святыня. По приказу императора один из старинных списков иконы Казанской Божьей Матери в 1721 году перевезли в Санкт-Петербург.
В 1767 году императрица Екатерина II пожертвовала свою бриллиантовую корону для украшения оклада явленной иконы.
В честь Казанской иконы в 1811 году в Санкт-Петербурге был возведен кафедральный собор, который стал одним из главных символов Санкт-Петербурга. В 1812 году перед ней молился Кутузов. 22 октября, в день осеннего празднования иконы, русские войска одержали первую победу над французами.
Перед Казанской иконой Божией Матери Патриарх Московский Сергий совершал молитвы во время Великой Отечественной войны, произносил проповеди, утверждающие веру в победы над фашизмом. Для русских православных христиан в этой иконе и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за наше Отечество.